ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВСТУПАЮТ В СЕКТЫПосле развала советской тоталитарной (то есть направленной на всеохватывающий контроль жизни общества) системы в Украине, как грибы после дождя, начали появляться и крепнуть, заполняя идеологический вакуум, разнообразнейшие организации, которые безапелляционно претендуют на власть над душами людей. Какие же причины толкают современных украинцев с глубоким историческим корнем традиционного вероисповедания пополнять ряды иностранных тоталитарных организаций преимущественно религиозного направления? До XX в. даже в очень развитых экономически странах, не говоря уже о преимущественно сельскохозяйственной Украине, каждый человек с детства принадлежал к определенной социальной группе, имел определённые обязанности, жил по принятой в этом обществе программе жизни. Соблюдение общепринятых норм строго контролировалось и, при попытке нарушения, виновный ощущал на себе огромное социальное давление окружающих. Так, например, простой крестьянин оценивал жизнь через призму взглядов своей семьи, односельчан или местной религиозной общины, рабочий вынужден был учитывать нормы жизни цеховиков и т.д. Сегодня же, благодаря распространению разнообразных источников информации (газеты, кино, радио, телевидение), давление социальной среды очень ослабленo. Современный человек чувствует себя свободнее и, пользуясь этой свободой, может успеть на протяжении жизни несколько раз поменять все, начиная от собственного мировоззрения и вероисповедания и оканчивая полом (сегодняшняя медицина может делать и такие вещи). Ситуация усложняется еще и тем, что современный человек, духовный корень которого искалеченный десятилетиями безбожного режима, иногда просто вынужден самостоятельно, без посторонней помощи, разбираться в тех идеологиях, образах жизни, философских или религиозных системах, которые ему навязчиво предлагают улыбающиеся незнакомцы на улице или очередная рекламная статья многотиражной газеты. Но в состоянии психологического стресса не всегда есть возможность критического осмысления и тщательного анализа предложенной системы ценностей, либо люди просто не хотят или боятся разочароваться в своем выборе. Хотя инфраструктура и маркетинговая политика современного "духовного рынка" сложна и очень продуманна, люди, даже воспитанные в атеистических семьях, все-таки ощущают призыв родной традиции и не спешат пополнять ряды очередного "Белого Братства" либо "Свидетелей Иеговы". Тогда в работу вступают деструктивные (то есть направленные на смену сознания) способы влияния, о существовании которых обычные люди даже не догадываются. Вдобавок, вербуя членов, каждая организация деструктивного типа старается представить свое учение в особо привлекательных формах, ориентируясь на жизненно-важные потребности потенциальной жертвы. Обратите внимание, например, на заголовки рекламных буклетов. Дополнительной причиной вступления людей в тоталитарные секты есть повышенное любопытство к разнообразной сенсационной информации, разных признаков и чуд. Это обеспечивает еще одна важная особенность нашего времени - заполнение общественного сознания через газеты и телевидение информационными сообщениями о реальности сверхъестественных явлений и феноменов. Находясь под постоянным влиянием разных информационных источников, человек становится очень восприимчивым к такому роду мировоззренческих идей. Распространение деструктивных культов в Украине имеет еще и свои специфические предпосылки. За долгие годы существования жестко регламентированной социальной системы и тотального идеологического давления сложился новый общественный менталитет, который характеризуется инертностью мышления, охотным принятием навязанных сверху догм, отсутствием инициативы и умения критически осмысливать общественную жизнь. Именно же разрушение советской социальной системы привело к потере одной из фундаментальных радостей жизнь - радости общения, взаимопонимания, чувства сообщества. А резкая ломка уже устоявшегося, в особенности на востоке Украины, атеистического менталитета оказывала содействие возникновению чрезвычайной идеологической дезориентации. Простое формальное уничтожение советской тоталитарной системы не могло сразу привести к искоренению тоталитарного сознания. Государственный культ просто распался на отдельные культы, вроде финансовых пирамид, политических партий, разнообразных религиозных организаций и новомодных психотерапевтических групп. Культовое сознание и в дальнейшем сохранилось в армии, семье, криминальных и подростковых группах. Поэтому, вступая в секту, современный человек как закономерное явление, воспринимает навязываемые ей культовые отношения, ограничение прав и свобод, несанкционированное вторжение в личную жизнь. Кроме того, в сектантской деятельности люди получают возможность найти моральную опору, которая кажется некоторым людям важнее индивидуальной свободы. ДВА МЕТОДА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕКТАХНесмотря на широкую заинтересованность околоцерковной публики деятельностью сект, в открытой печати очень редко можно встретить описания реальных методов обработки сознания человека. Мне кажется, что это связано с нежеланием, как деятелей соответствующих органов (в том числе руководителей сектантских организаций, работников силовых структур, специалистов в области разработки рекламной продукции и др.) так и независимых специалистов в этой области открывать свои секреты. Но благодаря тому, что более доступными в последнее время стали заграничные источники информации, расширился доступ к информационным потокам в электронных сетях, мы попробуем подавать нашим читателям какие-то порции информации подобного сорта. Любой человек имеет определенную систему психологической защиты, которая обеспечивает иммунитет от разрушающих влияний на ее личность. Самая сила защиты зависит от урожденных и приобретенных за жизнь психологических особенностей человека и его знаний. Таким образом даже простая осведомленность о методиках изменения личности может дать возможность довольно успешно противостоять сектантским влияниям, откуда бы они не поступали. Сломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удается. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека и руководить им, используют специальные приемы психологического влияния. В этой статье мы рассмотрим два основных метода изменения личности - внушение и заражение. Внушение - это процесс особого влияния на психику человека, при котором не требуется полное понимание информации, которая подается. В этом случае специальными действиями добиваются снижение уровня сознания и критического мышления при восприятии и воспроизведении внушаемого материала. Усвоенной в результате этого процесса информации присущ характер навязчивых мыслей, от которых очень тяжело избавиться, хотя трезвый ум может их часто и не воспринимать. Склонность к внушению зависит от личных качеств человека. Потенциальную внушаемость повышают неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость кроме того очень возрастает в экстремальных ситуациях, в особенности во время физических и психических перегрузок, которые сопровождаются сужением критического восприятия внешних событий, вследствие чего облегчается проталкивание информации в подсознание. Сигналы, и последовательность поведенческих реакций, введенных при внушении, подобны алгоритмам компьютерных программ, которые ждут своего запуска. Следует человеку воспринять определенный сигнал (знакомую интонацию, жест и т.д.), как в памяти возникают целые блоки информации, введенные во время внушения. Даже, если человек будет стараться порвать с сектой либо сделать еще какие-то нежелательные действия, то почувствовав голос лидера и непроизвольно воссоздав в сознании закрепленные внушением формулы, он снова вступает на путь автоматического выполнения введенной прежде последовательности действий. Следует четко сознавать, в особенности молодым ищущим людям, опыт и знание которых еще не являются достаточными, что практически все секты используют методы внушения и потому не надо спешить, хотя как бы это заманчиво не выглядело, изучать их структуру или учение с середины, так как можно там и остаться. Для второго приема психологического влияния - заражение - характерное переживание людьми одинаковых эмоциональных состояний, которое может сопровождаться спонтанными восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами и др. Могущественный заражающим эффект имеет громкое хоровое пение. Общее многочасовое повторение мантр, что практикуется в некоторых сектах, носит кроме того характер самовнушения, которое служит причиной нарушения чувства реальности. Изоляция от внешних источников информации и однообразие подачи информации вызывает стойкое торможение умственных процессов. У человека появляется чувство безразличия, потери интереса к окружающей и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. Сознание находится в умопомрачении. На основе этого могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации. Эти галлюцинации интерпретируются, как духовный рост личности, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира (третьего глаза) и т.д. Как видим из вышесказанного, в секте человек сталкивается с влияниями, которые способные полностью преобразовать его личность. Изменить ситуацию извне практически нет возможности. Выйти из секты также нельзя, так как она за короткое время успевает изменить взгляды человека на жизнь и адепт ощущает себя обязанным за все то, что секта ему дает. Остается единственный путь - измениться самому, адаптироваться к этой "новой семье", что с течением времени и происходит. ПОДРОСТКИ И СЕКТЫРассмотрим типичные методы вербовки молодежи подросткового возраста, которыми пользуются руководители культовых групп и организаций и возможные способы противодействия им. Как известно, обычная семейная жизнь не возможна без конфликтов и кризисных периодов. Извечный конфликт "родителей и детей" в особенности обостряется с переходом ребенка в подростковый возраст. Молодому человеку кажется, что его не понимают в семье, в особенности, если родители не разделяют его вкусов, жизненной позиции и духовных интересов. Начинается поиск "людей на стороне", которые смогли бы понять подростка, оказать поддержку, либо просто похвалить. Именно в наше время многократно возрастает опасность попадания ребенка в тоталитарную секту. Войти в секту подростку очень легко. Его встречают с невероятной радостью, создавая иллюзию целиком безопасной и доброжелательной среды. Специалисты называют такую методику "методом бомбардировки любовью". Завоевав доверие подростка, секта начинает обрабатывать его сознание. При этом одной из главных целей является изоляция человека от близкого ему окружения, социально значимых людей, способных повлиять на его убеждения. Именно такими людьми являются родные подростка, поэтому первый удар наносится по семье. Члены культа стараются заменить собою членов семьи. Для человека создают такие условия, что он вынужден переменить родных братьев и сестер на "духовных" из секты, отца и мать на духовных наставников. В результате ребенок перестает воспринимать родителей как социально значимых людей, больше того (и не без помощи секты), он видит в них причины своих бед и становится способным проявлять агрессию, делать аморальные поступки. Родители, не имеют возможности объяснить себе причины настолько быстрых изменений личности ребенка и потому своими действиями могут лишь увеличить конфликт. Ощущение оскорбления за поступок сына или дочери, обвинение в неблагодарности, лишь увеличивает пропасть отчуждения, усиливает угрозу отхода подростка из семьи в секту. В общении с ребенком надо стараться избегать конфронтации, не подвергать критике посещаемую группу и ее членов. Критика культа приведет к мгновенным отрицательным реакциям. Дело в том, что личность подростка, который длительное время пребывает в секте, поддается значительной трансформации, которая выражается в невротическом и неадекватном реагировании на любую отрицательную информацию о секте. Она активно вытесняется сознанием. Если подросток будет делать поступки, которые переходят границы этических норм, следует набраться мужества и спокойно переносить подобное поведение. Следует понимать, что все это происходит из-за глубокого внутриличностного конфликта. Следует проводить больше времени с ребенком и чаще разговаривать с ним, как со взрослым человеком. Можно также демонстрировать подростку интерес к его культовой деятельности или даже попросить разрешения как-то посетить организацию вместе с ним. Это увеличит его доверие к родителям или уменьшит напряженность в отношениях, а углубленное знакомство с группой, подаст осознание того, какие подходы следует использовать в общении с ребенком. Однако не следует думать, что даже такой вид общения приведет к тому, что подросток, целиком зависимый от группы и эмоционально включенный в ее деятельность уйдет из секты. Без помощи специалистов вырвать личность из культа не нанесши значительных травм ее психическому здоровью практически невозможно. Поэтому, следует обратиться к опытным священникам за советом и молитвой и к специалистам-психологам за консультацией. После этого надо договориться с подростком о том, что он выделит часть своего времени (не менее 3 дней) и проведет ее с родителями, обеспокоенными его посещаемостью группы. Если ребенок очень испуганно реагирует на "чужих" людей, не следует сразу раскрывать свои намерения. Единый эффективный вариант - это абсолютная изоляция подростка от секты на время работы со специалистами. Для этого ребенка можно вывезти за город, или на определенное время изменить его местожительства. Готовиться к такому мероприятию надо обстоятельно, просчитывая все возможные варианты, тщательно исследуя все аспекты, устраняя возможность каких-либо ошибок. Надо иметь в виду, такой огромный объем проделанной работы не обязательно даст эффективный результат сразу, поэтому следует запастись терпением и мужеством. Важно бороться за своего ребенка до конца, но, при этом не забывать о его психологическом здоровье, обращать внимание на эмоциональное состояние, ориентироваться на его потребности. Даже если проведенные мероприятия дадут быстрый положительный результат, родителям нужно еще будет прикладывать определенные и немалые усилия, чтобы его закрепить: уделять подростку много времени, искать альтернативные занятия его бывшему посещаемости секты. Следует стараться изолировать его от контактов с членами секты. Лучше всего в таком случае - выехать на определенный период куда-то на отдых и целиком посвятить себя ребенку. И, конечно, никогда не забывать о молитвенном единении с Богом. |