В середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орел жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская, оставшаяся вдовой после кончины своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего земского судьи. В ту пору через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в щедрую православную Москву. В 1559 году, проезжая через имение Гойской, он по усиленной просьбе “её милости” остановился в её доме. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение и “всякое угодие”. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Должно быть, он взял эту икону как родовую заветную святыню в благословение на дальний путь, когда ездил к Патриарху, а затем по его поручению отправился в Россию, и всегда хранил икону при себе, пока Промысел Божий не подсказал оставить её на Волыни у радушной помещицы. Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. “Фундушеная запись”, составленная Гойской в начале 1597 года на устройство Почаевского монастыря и имеющая силу завещания, кладет начало общежительному монастырю на горе Почаевской вместо пустынной обители, существовавшей здесь уже веками. С того же года чудотворная икона находится в Почаевском монастыре. В 1791 году икону переносят в Успенский собор. В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы 30х23 см. Написана икона темперой, древним византийским письмом, на липовой доске, подбитой снизу двумя дубовыми шпунтами. На иконе есть семь миниатюрных изображений святых на клеймах: справа — пророк Илия, под ним — мученик Мина, слева — первомученик Стефан, под ним — преподобный Авраамий; внизу иконы — лики трех святых жен: великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины. Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери “Почаевская”. Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре. Крестные ходы с иконой совершаются в Почаевской Лавре в дни празднования Успения и Рождества Пресвятой Богородицы и 23 июля (5 августа), когда совершается празднество в память заступления Божией Матери за обитель в 1675 году. Почаевская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы основана, как предполагают, в конце IX века учениками равноапостольного святителя Мефодия (†885), которые поселились на пустынной Почаевской горе. Около 1240 года здесь появились иноки из разоренного Батыем Киева. Они принесли сюда благословение основателей русского монашества — преподобных Антония и Феодосия Печерских. Возможно, киево-печерские иноки дали и название новому месту в память о реке Почайне, над которой располагалась их обитель. Тогда же, по преданию, произошло чудо Явления Божией Матери на Почаевской горе, на которой запечатлелся след Её правой стопы. До XVI века Почаевский монастырь был маленькой пустынной обителью. В конце же столетия обитель начала быстро расти. В то время произошли два события, укрепившие её положение: монастырь получил в дар чудотворную икону Божией Матери, и во главе его стал прославленный преподобный Иов. С 1721 по 1831 год Почаевский монастырь пребывал в руках униатов, которые пытались передать его католической Польше. В 1771-1783 годах униатом графом Николаем Потоцким был построен грандиозный трехпрестольный собор в честь успения Пресвятой Богородицы. Собор стал центром архитектурного ансамбля Лавры. В 1831 году решением Русского правительства Почаевский монастырь был возвращен православным, а в 1833 году Священный Синод присвоил монастырю именование Лавры. По церковному чтению и пению Почаевская обитель приняла традиции Александро-Невской Лавры. После Первой мировой войны Почаев снова перешел к Польше, и Лавре, как принадлежавшей прежде униатам, угрожала передача католикам. Но весь православный мир выступил в защиту своих святынь и отстоял их.
ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ http://sdm.infomos.ru/